Покупая автомобиль, люди интересуются его техническими характеристиками, эксплуатационными качествами, дизайном, надёжностью, топливной экономичностью и ещё десятками разных параметров, но только не тормозами и это довольно странно. Сколько бы лошадей не было у машины под капотом, каким бы мягким ни был её кожаный салон и какая бы навороченная мультимедийная система ни стояла на борту, тормоза, ровно как и колеса, всегда будут играть решающее значение в вопросах безопасности. От того, насколько они производительны, безотказны и долговечны, напрямую зависит надёжность авто и безопасность передвижения на нём. Из этой статьи вы узнаете, как обслуживать и ремонтировать тормозную систему машины и вообще всё, что должен знать водитель о тормозах.
Устройство
Существует большое количество разновидностей тормозных систем и их комбинаций, но все они призваны решать одну задачу — замедлять скорость движения машины вплоть до остановки и удерживать её на месте (например, на светофоре). В легковых авто тормозные механизмы устанавливаются на ступицы колёс. В действия тормоза приводятся путём нажатия соответствующей педали. После этого к вращающемуся металлическому диску или барабану прижимаются тормозные колодки. Машина останавливается за счёт трения. Усилие с педали на колодки передаёт гидравлический привод с тормозной жидкостью внутри, в процессе подключается специальный усилитель.
Главный секрет эффективного торможения заключается в устройстве тормозной колодки. На дорогих машинах устанавливают керамические тормоза, но на большинстве обычных стоят металлические. Последние оснащаются накладками из фрикционного материала (может включать до 2 десятков компонентов). Именно благодаря высокому коэффициенту трения фрикционных накладок или керамики и возможно эффективное торможение. Этот процесс неизменно сопровождается выделением большого количества тепловой энергии. Керамика устойчива к перегревам, а вот основной причиной преждевременного износа обычных тормозных систем являются как раз высокие температуры.
Основные признаки неисправности тормозов
Ежедневная езда в штатном режиме не предполагает экстренных остановок, в ходе которых можно быстро оценить эффективность тормозной системы. На этом фоне неопытному водителю может быть сложно обнаружить поломку при её появлении. Симптомы, описанные ниже, помогут это сделать на ранних этапах:
- В процессе торможения стали появляться посторонние шумы, вибрация кузова, пульсация педали.
- Педаль проваливается к полу без существенного усилия со стороны водителя.
- Движение машины накатом ухудшилось, вывешенное колесо стало крутиться с трудом.
- Обычный тормозной путь увеличился, машина стала вилять при торможении.
- Педаль тормоза стала слишком тугой, на обычное торможение требуется больше усилий, чем обычно.
- Колодки изнашиваются неравномерно (речь идёт о колодках на одной оси).
- После активного торможения стал появляться запах гари, а на дисках — следы от абразивного компонента.
- Стояночный тормоз перестал удерживать машину на неровной плоскости.
- Поверхность дисков посинела и приобрела характерные разводы, свидетельствующие о сильном перегреве.
- Уровень тормозной жидкости в расширительном бачке снизился.
Если один или несколько этих признаков имеет место, необходимо срочно отправляться на сервис. Автослесарь проведёт диагностику тормозной системы, установит причины её неисправности и порекомендует пути решения проблемы.
Ремонт и обслуживание
Тормозные колодки — часть системы, которая нуждается в периодической замене больше остальных. То, насколько это часто надо делать, зависит от марки и модели авто, частоты и продолжительности эксплуатации машины, стиля вождения владельца и ряда других субъективных факторов. Например, влажный климат и частая езда по грунтовым или просто пыльным дорогам приводят к преждевременному износу колодок. Тот же результат получают водители, регулярно практикующие экстренное торможение. Точной статистики не существует, но в среднем при ежедневном использовании автомобиля в штатном режиме передних колодок хватает на 15-35 тысяч километров. Задние колодки меньше нагружаются в процессе торможения, поэтому их хватает на дольше (в среднем в 2-3 раза).
Диски или барабаны (в зависимости от типа установленной тормозной системы) тоже нуждаются в периодической замене, хоть и не такой частой, как в случае с колодками. Ориентир такой: на 3-4 замены колодок приходится одна замена дисков или барабанов, в среднем это 60-90 тысяч километров. Опытные водители могут самостоятельно определить степень износа дисков или барабанов и необходимость их замены по наличию бортика и рисок на поверхности, а также, исходя из пробега. Большинству же автолюбителей стоит доверить это дело профессионалам.
Как продлить срок службы тормозной системы
Как видите, ничего сложного нет. Такая манера вождения вполне вписывается в концепцию благоразумного и целесообразного. Применяйте эти советы на практике, и вы существенно увеличите срок службы тормозной системы авто. А это хороший бонус к безопасной езде, которую вы обеспечите таким образом. Рекомендации простые, но их нужно соблюдать неукоснительно. В первую очередь необходимо избегать перегрева тормозной системы, так как высокие температуры — её главный враг. Вот главные правила: Скорректируйте стиль вождения в сторону спокойного. Это предполагает отказ от резких разгонов и особенно — от частых торможений с нажатием педали в пол.
Торможение с высокой скорости осуществляйте не длительным нажатием на педаль, а прерывистыми касаниями (если дорожная обстановка позволяет).
Активно применяйте торможение двигателем. Умелое использование этого приёма позволяет значительно увеличить ресурс тормозной системы без вреда для мотора.
Не заезжайте в лужи на большой скорости или после интенсивного торможения. Резкое охлаждение перегретых дисков или барабанов ведёт к их выходу из строя.